VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010049
Тема: Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей
Содержание
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Кафедра  государственно-правовых  дисциплин




ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА



   Студента 	     Тюрлеминского Александра Владимировича

   отделение       заочное,       факультет     юридический

на тему:  «Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей»
     


Руководитель: к.ю.н., И.О. зав. кафедрой 
международно - правовых дисциплин
Самодуров Д.И.
____________________________
                                                                                               (подпись)
     
     
     
                  «Допустить к защите»
     Заведующий кафедрой:   ___________________
                                                                              (подпись)
                                                  «_______» __________________  2017 г.                    




Москва - 2017 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Кафедра государственно–правовых дисциплин

                                                                                           УТВЕРЖДАЮ
                                                                                           Заведующий   кафедрой
                                                                                          ____________ / Г.Ф. Чекмарев /
                                                                                            (подпись, фамилия и инициалы)
                                                                            «____»____________20___ г.
ЗАДАНИЕ
на выполнение выпускной квалификационной работы студенту
Тюрлеминскому Александру Владимировичу  
     
      Тема работы  «Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей».
      Утверждена приказом ректора института № 4445-д от «31» октября 2016 г.  
      Целевая установка: анализ обязанностей родителей по воспитанию детей, правовых аспектов их реализации и разработка научно-практических рекомендаций по повышению их эффективности.
      Вопросы, подлежащие разработке (исследованию):
      1. Рассмотреть развитие законодательства в сфере обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей в России.
      2. Исследовать основания возникновения родительских обязанностей.
      3. Изучить личные неимущественные обязанности родителей по воспитанию и содержанию  детей.
      4. Рассмотреть имущественные обязанности родителей по содержанию детей.
      5. Рассмотреть алиментные обязанности родителей в отношении детей.
      Основная литература: 
      а) нормативная: Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.; Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ; Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"  и др. 
      б) научная и учебная:  Антокольская М.В. Семейное право России: учеб. - 2-е изд., пере-раб. и допол. - М.: Юристъ, 2012.; Гражданское право: учеб. Т. 3. 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. АЛ- Сергеева, Ю.К. Толстого. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014.; Нечаева А.М. Семейное право: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Юристъ, 2014.; Пчелинцева Л.М. Семейн?е прав? Р?ссии: Учебник для вуз?в. М.: Н?рма-Инфра. М., 2015. и др. 

Срок представления работы                  
Дата выдачи задания                              
       
Руководитель:            к.ю.н., И.О. зав. кафедрой международно - правовых дисциплин
Самодуров Д.И.

Задание получил:       						                   Тюрлеминский А.В.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Кафедра государственно–правовых дисциплин

                                                                              УТВЕРЖДАЮ
                                                                                Руководитель выпускной
                                                                                квалификационной  работы
                                                                          __________________ / Самодуров Д.И./
                                                                                            «_____» _____________  20___ г.

ГРАФИК
подготовки  и  оформления  выпускной  квалификационной  работы
на тему:  «Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей»
студента  6  курса   юридического  факультета
Тюрлеминского Александра Владимировича 
№
Выполняемые работы и мероприятия
Срок
выполнения
Отметка
о выполнении 
1
Выбор темы ВКР и ее утверждение ректором МИЭП

выполнено
2
Подбор литературы, ее изучение и обработка.  Составление предварительной библиографии

выполнено
3
Составление плана дипломной работы  и согласование его с руководителем

выполнено
4
Разработка и представление на проверку первой части (главы) работы

выполнено
5
Разработка и представление на проверку второй части (главы) работы

выполнено
6
Подготовка и согласование с руководителем  основных выводов и предложений

выполнено
7
Ознакомление с отзывом

выполнено
8
Подготовка к защите с учетом отзыва и рецензии

выполнено
9
Представление окончательной редакции работы заведующему выпускающей кафедрой

выполнено
10
Предварительная защита

выполнено





«___» ____________ 20___ г.                                                  __________________________
                                                                      (подпись студента)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Кафедра государственно–правовых дисциплин

                                               
                                                                              УТВЕРЖДАЮ
                                                                                Руководитель выпускной
                                                                                квалификационной  работы
                                                                          __________________ / Самодуров Д.И./
                                                                                            «_____» _____________  20___ г.


 ПЛАН
выпускной квалификационной работы 

на тему: «Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей»
студента  Тюрлеминского Александра Владимировича
	
Введение

Глава 1. Понятие и правовая характеристика обязанностей родителей по воспитанию и содержанию детей
1.1. Развитие законодательства в сфере обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей в России
1.2. Основания возникновения и прекращения  родительских обязанностей

Глава 2. Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей
2.1. Личные неимущественные обязанности родителей по воспитанию детей
2.2. Имущественные обязанности родителей по содержанию детей
2.3. Алиментные обязанности родителей в отношении детей

Заключение
Список использованных источников и литературы






 «___» ___________20 ___ г.                                             ___________________________
                                                                                                         (подпись студента)
Содержание 



Введение	3
Глава 1. Понятие и правовая характеристика обязанностей родителей по воспитанию и содержанию детей	7
1.1. Развитие законодательства в сфере обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей в России	7
1.2. Основания возникновения и прекращения  родительских обязанностей	18
Глава 2. Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей	42
2.1. Личные неимущественные обязанности родителей по воспитанию детей	42
2.2. Имущественные обязанности родителей по содержанию детей	61
2.3. Алиментные обязанности родителей в отношении детей	70
Заключение	93
Список использованных источников и литературы	96


     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
 Введение 

     Актуальность темы исследования обусловлена произошедшими изменениями в экономической и социальной сферах нашего государства, которые привели к существенным проблемам в современном семейном законодательстве Российской Федерации в области регулирования родительских прав и обязанностей по воспитанию детей.
     Действующий Семейный кодекс  РФ, принятый 29 декабря 1995 года1, значительно отличается от своего предшественника – Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г.2 – за счет существенного увеличения в нем перечня и объема содержания обязанностей родителей по воспитанию детей.
     Но, несмотря на это, многие законоположения действующего семейного законодательства являются небезупречными.
     В Семейном кодексе России, при создании которого законодатель руководствовался нормами нравственно-правового содержания, отсутствуют какие-либо указания в части личных неимущественных прав на взаимное уважение человеческого достоинства со стороны родителей и корреспондирующих им обязанностей несовершеннолетних детей.
     В настоящее время данная проблема имеет особое значение, поскольку идет процесс восстановления семейных приоритетов и ценностей со стороны государства и всего мирового сообщества. Следовательно, правильное понимание нравственного аспекта содержания родительских обязанностей по воспитанию детей приобретает особый смысл, как в законотворческой деятельности, так и в правоприменительной практике. Совершенно очевидно, что правовое регулирование отношений по семейному воспитанию несовершеннолетних детей во многом зависит от обстоятельств, прямо или косвенно влияющих на условия жизни ребенка в семье. Весьма сложной и не нашедшей своего законодательного регулирования представляется проблема отказа родителей от своих несовершеннолетних детей в родильных домах.
     По-прежнему требуют особого внимания вопросы о правовой природе личных неимущественных прав несовершеннолетних детей, таких, как права ребенка на совместное проживание с родителями, на воспитание своими родителями и другие. Не менее актуальным является вопрос о сущности и правовой защите права ребенка на имя.
     Нуждаются в обстоятельном изучении вопросы, затрагивающие реализацию родителями, отдельно проживающими от своих несовершеннолетних детей, прав и обязанностей по их воспитанию.
     Существенный теоретический и практический интерес представляет анализ личных неимущественных прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей, особенностей их правового регулирования, а также специфики ответственности родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение личных неимущественных прав и обязанностей в этой сфере. Тема настоящей работы является одной из наименее разработанных в современном семейном праве РФ, что связано, прежде всего, с отсутствием эффективной правовой базы, направленной на защиту прав несовершеннолетних детей на воспитание, а также неспособностью современного семейного законодательства подстраиваться под произошедшие в нашем государстве экономические и социальные изменения, которые привели институт семьи к состоянию кризиса и увеличению числа нарушений прав несовершеннолетних детей на воспитание со стороны родителей.
     Основное внимание исследователей семейных отношений было сосредоточено на специфике правового положения родителей и несовершеннолетних детей. Этим вопросам посвящены работы таких ученых, как М.В. Антокольской, Ю.Ф. Беспалова, А.М. Нечаевой, Т.В. Сахнова, А.И. Покровский, Л.М. Пчелинцевой и др3.
     В разное время существенный вклад в исследование правовых споров по воспитанию несовершеннолетних детей внесли А.Е. Казанцева, А.С. Макаренко, О.А. Рузакова, В.П. Шахматов и другие4.
     Однако следует отметить, что никто из перечисленных ученых не исследовал особенности прав и обязанностей родителей по воспитанию детей в семейном праве России. Проблемы их правовой реализации никогда не были предметом специальных исследований и подняты в юридической литературе впервые. Таким образом, решение обозначенных выше проблем предполагает исследование прав и обязанностей родителей по воспитанию детей в семейном праве России, что, несомненно, представляет научный и практический интерес, предопределивший выбор настоящей темы.
     Цели исследования: анализ обязанностей родителей по воспитанию детей, правовых аспектов их реализации и разработка научно-практических рекомендаций по повышению их эффективности.
     Для реализации поставленной цели предпринята попытка решения следующих задач:
1. Рассмотреть развитие законодательства в сфере обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей в России.
2. Исследовать основания возникновения родительских обязанностей.
3. Изучить личные неимущественные обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей.
4. Рассмотреть имущественные обязанности родителей по содержанию детей.
5. Рассмотреть алиментные обязанности родителей в отношении детей.
     Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с реализацией обязанностей родителей по воспитанию и содержанию детей в действующем семейном законодательстве РФ.
     Предметом исследования являются нормы семейного и других отраслей российского законодательства, регулирующие обязанности родителей по воспитанию детей и содержанию в РФ и в некоторых зарубежных странах, правоприменительной практики.
     Методологической основой исследования явился широкий спектр методов научного исследования. В работе использованы сравнительно-правовой, системно-правовой методы, метод логического анализа, исторический и другие методы исследования.
     Теоретической основой исследования явились труды российских ученых в сфере общей теории права: С.С.Алексеев, С.И.Архипов, В.М. Корельский, В.И. Леушин, В.Д. Перевалов, О.А. Пучков, Р.К. Русинов, А.П. Семитко, Н.Н. Тарасов, А.С. Шабуров; специалистов в области гражданского права: М.М. Агарков, С.Н. Братусь, Д.М. Генкин, В.И. Серебровский; специалистов в области семейного права: М.В. Антокольской, Ю.Ф. Беспалова, Е.М. Ворожейкина, А.М. Нечаевой, Л.М. Пчелинцевой, и ряда других5. 
 Глава 1. Понятие и правовая характеристика обязанностей родителей по воспитанию и содержанию детей
 
 1.1. Развитие законодательства в сфере обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей в России
     
     «Одну из самых чувствительных областей гражданского права представляет семейное право, ибо, может быть, нигде не затрагиваются столь интимные интересы человеческой личности, как именно здесь»6.
     Как известно семья — это важнейшая ячейка общества, на основе которой формируются многие общественные институты, включая государство и право. В семье заложены два взаимодополняющих начала: естественно-биологическое и материально-экономическое. В семейных отношениях получают реализацию существенные интересы каждого человека, которые являются одной из важнейших сторон личности. В то же время семья влияет на жизнь общества, так как играет решающую роль в продолжение человечества, становлении личности, воспитании детей.
     В надлежащем исполнении родительских обязанностей заинтересованы многие субъекты – дети, родители, государство. «Родители рождают и воспитывают сына или дочь не только для своей родительской радости. В каждой семье под руководством родителей растет и будущий гражданин, будущий деятель, будущий борец. Если вы напутаете и воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим, и всей стране»7.
     Родительские взаимоотношения достаточно разнообразны, однако выделение их в особую группу свидетельствует о наличии у них определенных черт, благодаря которым они отграничиваются от других семейных отношений, поэтому изучение природы родительских обязанностей, их сущности представляет особый интерес.
     Для полного и объективного представления о рассматриваемой нами правовой категории «обязанности родителей» необходимо дать историческую справку по семейному законодательству нашего государства. Обращение к истории законодательства, истории семейного права позволит определить процесс формирования такой правовой категории, как «родительские обязанности», выявить особенности отношений между родителями и детьми, установить специфику вмешательства государства в данные отношения с учетом социально-экономических условий того или иного периода истории.
     Законодательство дореволюционной России содержало понятие «родительская власть», под которой понималась по преимуществу власть отца, и чем более неравенства во взаимных отношениях мужа с женой среди семейства, тем более усиливалось, тем строже представлялась власть отца над детьми8.
     В соответствии с законодательством того времени родительская власть принадлежала совокупно отцу и матери. Отцу принадлежала решающая власть, а воля матери получала силу лишь в том случае, когда она заступала на место отца. Но если мать одна, без отца, власть ее обыкновенно не единоличная, она разделялась с опекунами. Отношение детей к родителям, само по себе простое, представляется во многих своих принадлежностях искусственным учреждением, когда является в виде права родительского и родительской власти, как юридическое отношение.
     Статья 107 Свода законов гражданских (далее - Свод законов) устанавливала положение, согласно которому «жена обязывалась повиноваться мужу своему, как главе семейства». Правительствующий сенат разъяснил данное положение следующим образом: «Муж считается главой семейства, в состав которого входит и жена. Следовательно, она как подвластная не может одновременно с мужем стоять во главе того же семейства. А так как мужу отдается предпочтение в отношении к жене, то он же должен пользоваться им и как отец»9.
     Обязанности родителей в отношении детей носили имущественный и личный характер. В соответствии со ст. 172 Свода законов родители обязаны были давать несовершеннолетним детям «пропитание, одежду и воспитание, доброе и честное по своему состоянию». Гражданский кассационный департамент Сената разъяснил, что по общему смыслу обязанность родителей содержать своих детей не ограничивается никаким сроком, а продолжается до того времени, пока дети в том нуждаются. Родители должны обращать все внимание на нравственное образование своих детей и стараться домашним воспитанием приготовить нравы их и содействовать видам правительства (ст. 173 Свода законов).
     Имущественные обязанности родителей в отношении своих несовершеннолетних детей были сформулированы в ст. 180, основное содержание которой сводилось к тому, что родители распоряжались имуществом детей лишь в интересах самих детей и под надзором опекунских учреждений.
     Преобразования, произошедшие в России после октября 1917 года, в большей степени повлияли на регулирование родительских правоотношений, Господствующая в то время идеология и новая политическая власть почти полностью отрицали прежнее семейное законотворчество и не признавали прежнюю идеологию. Это нашло отражение в первых декретах ВЦИК, СНК РСФСР: «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 г.10 и «О расторжении брака» от 19 декабря 1917 г.11. Впоследствии принципиально новые положения семейного законодательства были изложены в кодифицированном акте, а именно в Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г.12
     Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, регулируя родительские обязанности, установил принципиально важное положение. Так было установлено лишение родительской власти, в отличие от дореволюционного законодательства. Статья 153 названного Кодекса, закрепляя принцип осуществления родительских прав исключительно в интересах детей, предусматривала, что при неправомерном их осуществлении суду предоставляется право лишить родителей этих прав.
     На правовое регулирование родительских обязанностей оказала свое влияние господствующая в то время идея замены семейного воспитания детей общественным. В примечании к ст. 161 Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве говорится о том, что обязанность родителей по доставке несовершеннолетним, нетрудоспособным и нуждающимся детям пропитания и содержания прекращается, поскольку дети находятся на общественном или государственном иждивении.
     Второй кодифицированный акт в области семейного права – Кодекс законов о браке, семье и опеке был принят в 1926 г., а вступил в действие с 1 января 1927 г.13. Данный Кодекс сохранил основные положения, касающиеся основных обязанностей родителей, установленные Кодексом законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. Однако внес некоторые коррективы относительно религиозной принадлежности детей. Если по ранее действующему законодательству родители письменным соглашением могли определить религиозную принадлежность детей, не достигших возраста 14 лет, то в соответствии со ст. 33 Кодекса законов о браке, семье и опеке такое соглашение родителей никакого юридического значения не имело.
     Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г.14 (далее - КоБС РСФСР 1969 г.) расширил круг родительских обязанностей. Статья 56 указанного Кодекса устанавливает обязанность родителей принимать участие в их воспитании.
     Действующий Семейный кодекс Российской Федерации 1995 г.15 впитал в себя основные международно-правовые положения, касающиеся отношений между родителями и детьми. Ратификация СССР Конвенции ООН 1989 г., «О правах ребенка»16 (далее – Конвенция ООН 1989 г.) и закрепление в Конституции Российской Федерации нового подхода к вопросам защиты семьи, материнства и детства (ст. 38) предопределили содержание Семейного кодекса РФ, закрепившего новые семейно-правовые институты, например ограничение родительских прав.
     В Большой советской энциклопедии дается следующее определение родительских обязанностей, под которыми понимаются «личные и имущественные обязанности родителей по надлежащему воспитанию и материальному содержанию детей, а также по охране и защите их интересов»17.
     Таким образом, можно сделать вывод о том, что «родительские права» необходимо соотносить с понятием «право на воспитание» как вид и род одного и того же явления. Как было отмечено ранее, действующее семейное законодательство не содержит определения родительских обязанностей. В связи с этим представляется необходимым сформулировать данное определение и законодательно его закрепить. Понятие «родительские обязанности» поможет выявить особенности отношений между родителями и детьми, установить специфику вмешательства государства в данные отношения.
     Под родительскими обязанностями необходимо понимать совокупность обязанностей имущественного (обязанности по материальному содержанию) и неимущественного характера. Считаем необходимым п. 1 ст. 61 СК РФ изложить в следующей редакции: «Родители несут равные обязанности в отношении своих детей. Под родительскими обязанностями необходимо понимать совокупность обязанностей имущественного (обязанности по материальному содержанию) и неимущественного характера.
     Семейные обязанности являются «внеоборотными», непередаваемыми ни в порядке универсального правопреемства, ни по соглашению сторон, что коренным образом отличает их от гражданских обязанностей.
     Семейно-правовая обязанность выступает в качестве меры должного поведения обязанного лица, которой он следует в соответствии с предписанием закона и (или) требованием управомоченного субъекта. Большинство семейных обязанностей прямо закреплены действующим законодательством и налагаются на участников отношений, как только появляется соответствующий юридический факт (например, рождение ребенка и удостоверение его происхождения от конкретных родителей в установленном законом порядке). Однако граждане могут принимать на себя дополнительные обязанности в добровольном порядке, например, при заключении соглашения об уплате алиментов.
     Главная особенность родительских отношений заключается в том, что они реализуются лишь их носителями. Они не могут быть переданы другим лицам по договору, уступлены в порядке цессии или перевода долга либо зачтены в счет исполнения каких-либо других прав и обязанностей.
     Необходимо подчеркнуть, что специфика родительских обязанностей как раз и заключается в отсутствии чисто абсолютных отношений, без признаков относительности.
     Сущность любого права в семейной сфере, в том числе в отношениях между родителями и детьми, «следует выявлять путем обнаружения его социального назначения».
      Под родительскими правами понимается совокупность прав и обязанностей, которые принадлежат родителям как субъектам родительских правоотношений. Их особенностью является то, что они представляют собой неразрывную связь прав и обязанностей. Родители, осуществляя свои права, тем самым выполняют свои обязанности, а выполняя обязанности, осуществляют свои права. Таким образом, родительские обязанности имеют сложное содержание, включающее в себя совокупность абсолютных и относительных родительских прав. Абсолютными можно признать так называемые «внешние» отношения, то есть отношения, складывающиеся между родителями и детьми, с одной стороны, и третьими лицами – с другой. Относительными можно признать «внутренние» отношения между родителями и детьми. Однако необходимо заметить, что абсолютные родительские права в их чистом виде в семейном праве практически отсутствуют.
     Статус родителей и родительские обязанности не утрачиваются с возрастом детей, а лишь несколько трансформируется их содержание. В обоснование данной точки зрения приводятся следующие аргументы: в целом ряде случаев закон возлагает на родителей и детей обязанность по взаимному содержанию; после смерти родители и дети наследуют друг после друга как наследники первой очереди. Однако необходимо подчеркнуть, что данные отношения не обладают той спецификой, которая свойственна именно родительскому правоотношению, в котором одним из субъектов является несовершеннолетний ребенок, требующий особой защиты со стороны как законных представителей, так и общества и государства. К тому же действующее семейное законодательство, а именно п. 2 ст. 61 СК РФ закрепляет определенные обстоятельства, при наступлении которых родительские обязанности прекращаются:
     – достижение детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия);
     – вступление несовершеннолетних в брак в установленном законом порядке и приобретение ими в связи с этим полной дееспособности (п. 2 ст. 21 ГК РФ);
     – другие случаи приобретения детьми полной дееспособности, установленные законом.
     На основании изложенного мы считаем, что родительские обязанности носят срочный характер и при наступлении определенных обстоятельств, указанных в законе, прекращаются.
     Единство родительских прав и обязанностей имеет и легальное закрепление в п. 1 ст. 61 СК РФ: «Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей». Тем самым законодатель подтверждает взаимосвязь и взаимозависимость прав и обязанностей родителей, включая их содержание в одно понятие «родительские права».
     Следующей характерной особенностью родительских обязанностей является то, что они в равной мере принадлежат обоим родителям. Иными словами, с одной стороны, ни мать, ни отец не обладают преимущественными правами в отношении детей; с другой стороны, они оба не могут быть освобождены от несения своих родительских обязанностей. Статья 18 Конвенции ООН 1989 г. провозглашает, что «родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей». Это положение нашло закрепление в действующем семейном законодательстве и основных законах многих государств.
     Выявление сущности, особенностей интересов ребенка имеет крайне важное значение, прежде всего потому, что интерес как семейно-правовая категория определяет направления правового регулирования отношений между родителями и детьми.
     «Проблема «интереса» в советском семейном праве значительно более широкая, чем только проблема интересов детей. Она включает в себя интересы семьи в целом, интересы отдельных членов семьи, интересы супругов и др. К тому же проблема «интереса» в семейном праве имеет философский, юридический и в какой-то мере экономический аспект».18
     Необходимо учитывать, что ребенок в силу несовершеннолетия еще не способен к оценке своих поступков, поэтому интерес ребенка формируется родителями. Родитель должен сам выявить интерес ребенка, определить его, обеспечить свое поведение с учетом его характера и содержания. Однако не всегда понимание родителями интереса соответствует подлинному интересу ребенка19. В связи с этим первоочередная обязанность родителей – определение истинного интереса ребенка с учетом его возрастных и иных изменений и обеспечение осуществления родительских прав в соответствии с происходящими изменениями в интересах ребенка. Родителям необходимо учитывать, что интересы детей меняются с возрастом, наполняются другим содержанием. Интерес ребенка определяется его личными симпатиями и антипатиями, привычками, привязанностями, поэтому осуществление родительских прав требует каждый раз индивидуального подхода.
     Интересы ребенка формируются не только в сочетании с интересами родителей, но и под влиянием интересов семьи в целом. Каждый член семьи, в том числе ребенок, должен чувствовать свою ответственность перед семьей, а не только перед отдельными членами семьи, соотносить свои интересы с интересами семьи20.
     В настоящее время в научной литературе ведется спор не только относительно определения «интересы ребенка», но и по поводу соотношения интересов ребенка с интересами родителей при осуществлении родительских прав и исполнении обязанностей.
     Правовое регулирование личных неимущественных отношений между родителями и детьми обычно имеет место при нарушении родителями (одним из них) своих обязанностей или злоупотреблении своими родительскими правами. В этом случае родители (один из них), например, могут быть ограничены или лишены родительских прав.
     Объектами имущественных отношений выступают материальные блага - имущество, принадлежащее их участникам, средства материального содержания, которые родители должны предоставлять детям. Традиционно эти отношения именуются алиментными правоотношениями. Они гораздо более восприимчивы к правовой форме, хотя приобретают ее в условиях, когда наблюдается сбой в регулировании нормами морали21. В нашей стране основными целями государственной политики в интересах детей являются:
     – осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочнение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
     – формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
     – содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества, в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры22.
     Родительские отношения в своем развитии регулируются в основном нормами морали, а не нормами права. Большинство личных неимущественных обязанностей осужденных, отбывающих наказание в лишения свободы, в отношении детей нуждаются в регулировании с помощью социальных норм и норм права.
     В настоящее время общемировой тенденцией является возложение на родителей все больше обязанностей и ответственности по отношению к детям, В связи с этим важно в современных условиях выработать механизм эффективного осуществления прав и исполнения обязанностей родителями в отношении детей, особенно в той ситуации, если один из родителей отбывает наказание в местах лишения свободы.
     Таким образом, можно сделать следующие выводы:
     1. Под родительскими обязанностями понимается совокупность обязанностей имущественного и неимущественного характера.
     2. Родительские обязанности имеют сложное содержание, включающее совокупность абсолютных родительских и относительных родительских прав:
     – абсолютными можно признать так называемые «внешние» отношения, то есть отношения, складывающиеся между родителями и детьми, с одной стороны, и третьими лицами – с другой;
     – относительными можно признать «внутренние» отношения между родителями и детьми. Однако необходимо заметить, что абсолютные родительские права в их чистом виде в семейном праве практически отсутствуют.
     3. Родительским обязанностям присущ ряд особенностей, совокупность которых определяет особую правовую природу данных прав:
– родительские обязанности в равной мере принадлежат обоим родителям;
     – родительские обязанности носят срочный характер;
     – обязанности осуществляются и исполняются с учетом интересов детей;
     4. Под «интересами детей необходимо понимать установленный государством предел (границу) осуществления родителями своих прав и обязанностей в отношении несовершеннолетних детей, который будет регулировать должное или возможное поведение родителей, с учетом возраста, стремлений, наклонностей, особенностей (умственного, физического) развития детей».
     5. Изложенные исходные позиции в раскрытии юридической природы родительских обязанностей одновременно служат и научным обоснованием их классификации.
     
 1.2. Основания возникновения и прекращения  родительских обязанностей
     
     Совокупность личных и имущественных правоотношений между ребенком и каждым из его родителей принято называть родительским правоотношением. Происхождение детей от конкретных родителей, удостоверенное в установленном законом порядке, является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми (ст. 47 СК РФ). Таким образом, для возникновения отношений между родителями и ребенком необходимо рождение ребенка, а для возникновения правоотношений необходимо действие – удостоверение происхождения ребенка от конкретных родителей в установленном законом порядке, то есть его документальное подтверждение.
     Необходимо отметить, что положение ст. 47 СК РФ было дословно воспринято из ст. 47 КоБС РСФСР 1969 г. В силу исторической общности основ семейного законодательства схожие по смыслу правовые основания возникновения родительских прав и обязанностей в настоящее время предусмотрены законодательством других постсоветских государств. В частности, идентичная ст. 47 СК РФ норма, содержится в п. 1 ст. 50 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь.
     Рождение ребенка – это событие, но в отличие от некоторых других событий, рождение не относится к числу явлений стихийного свойства. Человек может планировать количество рождений, до определенного момента даже способен прекращать процесс формирования плода. Но в момент рождения как события человеческая воля бессильна как-либо повлиять на этот акт.23
     С этой точкой зрения можно согласиться, ведь человек по своему желанию не может предотвратить рождение ребенка. В определенный момент .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44